Олег Чабала

Регіон:
ЄС
Країна:
Німеччина
Тема:
Європейська інтеграція

Мюнхенская конференция хоть и актуализировала вопрос о введении миротворцев ООН на Донбасс, однако, вероятнее всего, решение этого вопроса может затянутся на среднесрочную перспективу, в том числе ввиду позиции РФ. А “норманский формат” подтвердил симптомы своей кончины. 

Олег Чабала, политический эксперт для Lb.ua

Одним из наиболее резонансных событий, касающихся вопросов международной политики и безопасности, каждый год становится Мюнхенская конференция по безопасности. Темой 54-го заседания стала «На край пропасти и обратно (To the Brink – and Back?)».

В работе Конференции взяли участие генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш, глава МВФ Кристин Лагард, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенбер, президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, а так же, главы около 20-ти государств и правительств, примерно 80 министров иностранных дел и обороны, около 500 политиков, экспертов, общественных деятелей и представителей гражданского общества.

Главными вопросами конференции стали вопросы обеспечения европейской безопасности, сотрудничество в сфере обороны ЕС и НАТО, взаимоотношений в двустороннем и многостороннем формате между ЕС, США, РФ и другими странами, ситуация на Ближнем Востоке и на Корейском полуострове, влияние технологий на развитие демократических институтов, ядерная безопасность и т.д.

Среди множества анонсированных тем внимание было уделено вопросам урегулирования сложившейся ситуации на Донбассе.

План Расмуссена – миротворцы в степях Донбасса

В рамках мероприятия была запланирована презентация доклада Андерса Фог Расмуссена (генеральный секретарь НАТО (2009-2014, советником президента Украины), посвященного вопросу размещения миротворцев в зоне конфликта.

Документ, который является экспертным видением («личной и независимой оценкой») того как могла бы выглядеть миротворческая миссия на Украине, был заранее разослан для ознакомления участникам «нормандской четвёрки» и США, а также опубликован на одном из интернет ресурсов. А публичная презентация его на Мюнхенской конференции была призвана придание «плану Расмуссена» политического веса. Но что то пошло не так и презентации не было: то ли времени не хватило, то ли нет консенсуса по этому вопросу.

Напомним, ключевая идея Расмуссена сводиться к размещению на Донбассе миротворческой миссии ОНН военной миссии не менее 20 тыс. военнослужащих (не менее 10 стран не членов НАТО), а также полицейской миссии не менее 4 тыс. человек (для обеспечения охраны общественного порядка).

Украинская дипломатия и Мюнхенская конференция

Площадка конференции по безопасности была по максимуму использована украинской дипломатией не только для донесения своей позиции и переговоров, но и проведения разнообразных встреч, обменов мнениями, консультаций и разнообразных переговоров, посвященных широкому кругу вопросов, приоритетной среди них была тема конфликта на Донбассе.

Президент Украины Петр Порошенко выступил с 15 минутной речью, в которой сделал акцент на том, что Россия ведет гибридную войну против всего мира. Интересным можно считать акцент на том, что президент Украины – «президент мира, а не войны». Заметный ажиотаж вызвала и демонстрация флага ЕС, привезенного с Донбасса – как напоминание того, что Украина защищает восточные рубежи Евросоюза.

Затем состоялись его встречи и переговоры с Джеймсом Мэттисом (глава Пентагона США), Антониу Гутеррешем (генсеком ООН), Терезой Мэй (премьером Британии) и не только. Большинство встреч происходило в закрытом режиме и вероятнее всего они касались вопросов не только миротворцев и сохранения санкций.

Кроме президента активную деятельность развил и руководитель МИД Украины Павел Климкин, который встречался со своими коллегами из других стран. Среди приоритетных была тема ситуации на Донбассе и вопросе введения на территорию ОРДЛО миротворческого контингента.

Важным мероприятием можно считать «Украинский ланч» в Мюнхене фонда Виктора Пинчука. Именно в его рамках продолжались дискуссии и общение в кулуарах участников Форума по безопасности.

Судя по отзывам, интерес у участников вызвала инициатива Сергея Таруты (лидера партии «Основа») о введения на оккупированных территориях Донбасса временной международной администрации, которая возьмет на себя гражданскую власть в регионе до проведения там выборов по украинскому законодательству.

Россия и безопасность

Дискурс, который прозвучал в речи главы российского МИДа Сергея Лаврова можно считать ожидаемыми и предсказуемыми. Фактически с его стороны звучали понятные и избитые тезисы. Например, что Запад исходит из русофобских позиций. Часть экспертов отметила тот факт, что вероятнее всего, сейчас у Москвы отсутствует консенсус в вопросах не только Донбасса.

Заявления и обвинения, которые появились в адрес России в преддверии конференции, ослабили российские позиции. Определенный контекст имел факт уничтожение российских наемников из состава частной армии Вагнера.

Но, несмотря на всевозможные скандалы, Россия и далее продолжает свою стратегию гибридного противостояния, практически не обращая внимания за мировое сообщество.

Вопросы, которые задавались российскому министру были провокативными, что и способствовало его не совсем дипломатической реакции на них.

Вместе с тем, произошло то, чего ожидала Россия. Речь идет о том, что работа «Нормандского формата» была по сути сорвана не только Германией, но и Россией. Тем самым «нормандский формат» поставлен на паузу, в очередной раз показав свою зыбкость.

Вероятно, министр иностранных дел Германии Зигмар Габриель уже понимая, что в новом кабинете Ангелы Меркель его не ждет должность главы внешнеполитического ведомства, отбыл с конференции раньше срока. А перед этим «на дорожку» отличился определенными фривольностями – заявив в кулуарах Мюнхенской конференции по безопасности о необходимости постепенного снятия санкций против РФ, а также Глава в позитивном ключе прокомментировал строительства российского газопровода «Северный поток-2».

В общем, Россия получила хоть и разнообразные негативные заявления в свой адрес, однако они носили сдержанный характер – ввиду того, что Москва продолжает шантажировать мир ядерным оружием (на кону стоить судьба договора РСМД). Кроме того, договорились даже до того, что Москве было предложено развивать сотрудничество в сфере кибербезопасности и нераспространения ЯО.

Выводы

Мюнхенская конференция по своим итогам показала не совсем позитивное состояние дел в мировой политике – наличие конфликтов, претензий и взаимных упреков. При этом, ощущаются не только кризисные явления, но и отсутствие идей, а также конструктивных решений. Несмотря на все попытки и желания.

Что касается урегулирования ситуации на Донбассе, то можно с уверенностью говорить, что некие альтернативные минским соглашениям планы урегулирования могут быть проигнорированы не только Москвой, но и отчасти США.

А “норманский формат” подтвердил симптомы своей кончины.

Кроме того, Мюнхенская конференция хоть и актуализировала вопрос о введении миротворцев ООН на Донбасс, однако, вероятнее всего, решение этого вопроса может затянутся на среднесрочную перспективу, в том числе ввиду позиции РФ (как минимум до марта-апреля).

К тому же не стоит исключать, что Украина, ЕС, США и Россия не смогут быстро прийти к единому знаменателю относительно состава, задач и расширенных  полномочий миротворческой миссии на Донбассе. Дискуссионным, как и ранее, останется вопрос количества контингента (от 20 до 50 тыс.), перечня стран (от 10 стран участниц), задач и территории размещение миротворцев (линия разграничения, госграница Украины или вся территория ОРДЛО) и т.д.